Город Турсунзаде под прежним названием Регар известен с 14 века.
Его земли лежат на границе исторических областей Бактрия и Согдиана.
Население славилось ремёслами, особенно производством изделий из стали и кожи.
Во второй половине 19 века регион переходит под власть эмиров Бухары, которые, в свою очередь,
оказались под протекторатом Российской империи.
Уже в советский период, в 1935 году был основан Регарский район, который в 1978 году изменил название
на Турсунзаде. Экономика Турсунзаде основана на орошаемом земледелии и промышленности.
Одним из лидеров индустрии является Таджикский алюминиевый завод.
Турсунзаде – западная территория Таджикистана. Он граничит с Узбекистаном, занимает часть долины
реки Сурхандарья, а северная часть расположена в горах Гиссарского хребта.
Гиссарский хребет весьма популярен среди поклонников горных походов.
Особенно притягателен историко-культурный ландшафт Ширкентского заповедника,
где можно насладиться не только прекрасными видами ущелий и гор, но и развалинами старинных
поселений (Киргизкишлак), а также окаменелыми следами динозавров.
Административный аппарат находится в городе Турсунзаде, который назван так в честь
уроженца района - поэта Мирзо Турсун-заде. Район пересекают железная
дорога и автотрасса, ведущая из Душанбе в соседний Узбекистан.
Исторические памятники
Турсунзаде
С давних пор народы Таджикистана славятся творениями своих умельцев, ремесленников. В течение многих веков они создавали ткани, посуду, музыкальные инструменты, ковры, предметы мебели, ювелирные украшения и многое другое. В Таджикистане существуют целые династии народных мастеров, которые передают древнее искусство из поколения в поколение.
Немало их и в Турсунзаде…
В настоящее время производство ковров в Таджикистане возрождается, и высоко ценится ручная работа. Сейчас, как по всей стране, в Турсунзаде развивается ковроткачество. Мастерицы возрождают традиционные, присущие каждому региону орнаменты, дополняют их своими элементами, что делает их работу оригинальной. Мастерицы изготовляют длинноворсовые и коротковорсовые ковры, которые отличаются по качеству в зависимости от использования различных материалов.
Таджикские дома всегда украшали изделия, сделанные из лоскутков. Технику шитья в таком стиле здесь называют «курок»: из маленьких кусочков ткани в виде мелких геометрических фигур шили коврики, покрывала, подушки. «Курок» известен в Таджикистане с 17-го века и весьма популярен в разных районах страны. По преданию, часто изображающийся ромб символизировал женщину. Люди верили, что, если бездетная женщина зайдет за лоскутную ширму, ее мечта стать матерью осуществится.
В Турсунзаде, как и по всему Таджикистану, развивается ремесленничество. Местные мастерицы вручную изготавливают адрас - набивную шелковую ткань со струящимися радужными узорами. Адрас - одна из разновидностей шелковой ткани, которая отображает характер и традиции таджикского народа. Изготовленная мастерицами ткань ручной работы имеет неповторимо яркую цветовую палитру и гладкую структуру, символизирующие доброту, оптимизм и неуемную энергию.
Среднеазиатская керамика всегда пользовалась большой популярностью. Но немалая заслуга в этом мастеров по росписи, которые декорируют изделия гончаров. Их роспись рассказывает о традициях и мироощущениях того или иного региона и отличается хорошим качеством.
При декорировании изделий мастера используют самые разные изображения. Даже спустя многие годы керамика не теряет своего блеска. И может стать хорошим подарком в память о поездке в Таджикистан.
На рынке в Турсунзаде есть множество разнообразных изделий мастеров прикладного искусства, в их числе настоящие шедевры из ивовых прутьев, от некоторых просто невозможно глаз отвести.
Из неочищенных ветвей плетут корзины для быта, изгороди, беседки. Очищенные от коры прутья используются для изготовления более изящных вещей: вазонов, домашней мебели и корзинок.
Одним из возрождаемых искусств является изготовление музыкальных инструментов. В руках мастеров они могли плакать и смеяться, передавать оттенки чувств. Поэтому всегда ценилась работа мастеров по изготовлению музыкальных инструментов, которая традиционно передавалась по наследству. Секреты переходили из рук в руки, от отца к сыну, из поколения в поколение.