Сангвор – жемчужина долины Вахё
Об уникальной природе Сангвора известно давно. Неприступные скалы и завораживающие красотой горные ущелья, чистый воздух, наличие многочисленных родников и водопадов, святые места, плодородная земля всегда притягивали путешественников со всей республики и даже за ее пределами. И для того, чтобы воочию увидеть творение природы этих мест нужно обязательно посетить их.
Сангвор расположен в долине реки Хингоб в Припамирье. На севере граничит с Таджикабадским районом, на северо-востоке — с районом Лахш, на северо-западе — с Раштским районом, на западе — с Нурабадским районом, на юго-западе — с Ховалингским районом Хатлонской области, на юге — с Дарвазским районом, на востоке — с Ванчским и Мургабским районами ГБАО.
Как район Сангвор был образован в 1931 году в составе Таджикской ССР под названием Тавилдаринский район.
В 1938 -1955 годах входил в состав Гармской области.
В сентябре 1955 года район был упразднён с включением его территории в состав Калаи-Хумбского и Комсомолабадского районов.
В феврале 1991 года Тавилдаринский район с административным центром в кишлаке Тавилдара образован вновь.
В марте 2016 года Тавилдаринский район переименован в район Сангвор.
В состав района входят 5 джамоатов, 85 сёл. Джамоаты района Сангвор: Тавилдара, Чилдара, Вахиё, Сангвор и Ваҳдат. Население занимается в основном земледелием - выращиванием картошки, других сельхозкультур, садоводством, а также пчеловодством и скотоводством.
Горы зовут
Сангвор имеет очень благоприятные условия для путешествия. Редкой красоты природа, горы, свежий воздух, животные и растения, чистые источники, гостеприимные люди, проживающие в районе, подходят для создания здесь курортов, национального и международного экотуризма, рыбалки и охоты.
На территории района расположены десятки объектов экотуризма, парков, озер, рыболовных и охотничьих угодий, более ста родников и лечебных источников.
В окрестности Тавиьлдарырасположен самый большой родник Мири Калон, который обеспечивает чистейшей родниковой водой весь райцентр. Здесь построена турбаза с современными номерами и удобствами. Родники и водопады в Тавильдаре можно увидеть на каждом повороте. Не зря долину Вахё ещё называют долиной водопадов и родников.
В Сангворском районе расположены 7 гостиниц, 20 гостевых комнат в частных домах, музей, 4 кафе и национальных столовых, региональный аэропорт, священные места паломничества, исторические и культурные памятники, прославившие район в других частях страны и за ее пределами.
В райцентре Сангвора в сентябре 2024 года были открыты торговый центр и гостиница «Сайёх».

В Сангворе популярно местечко «Лаби чашма», которое считается не только местом, где можно за умеренную цену хорошо и вкусно поесть, но и центром для культурного отдыха населения и гостей у прохладного родника.
Среди гор уютно расположилась еще одна новая современная гостиница - «Тахмина». Там также есть все условия для отдыха. Но самое главное – потрясающий вид из окна.
Проезжая по дорогам Сангвора, можно увидеть интересные беседки с красивым названием "Сухбатхона", предназначенные для передышки и времяпровождения гостей. По всему району их всего 50. Их уникальность в том, что ни одно из них не похоже друг на друга. Каждое свидетельствует об особенностях того или иного села.
Все это свидетельствует о том, что Сангвор в настоящее время готов встречать не только внутренних, но и иностранных туристов.
Народ Сангвора очень гостеприимен.
Оказавшись в гостяху местного жителя, вы попадаете в неизмеримое поле внимания и забот. После приветствия, хозяин дома пригласит вас к накрытому дастархану, который никак не обходится без национального хлеба гирдача и кулча, выпеченных в глиняныхпечах танур, и сладостей, мёда, и прочих блюд, и естественно душистого крепкого чая.
Кстати, тавильдаринский мёд по качеству и по лечебным свойствам самый вкусный и полезный во всей Средней Азии. Поэтому считается визитной карточкой долины Вахё.
Еще во время путешествия по Сангвору можно ознакомится с национальными ремеслами и понаблюдать, как по старинному методу пашут землю.
Исторические памятники
В настоящее время на территории Сангворского района зарегистрировано 65 исторических памятников, один из которых имеет республиканское значение, а остальные 64 — местное значение. На территории района имеются исторические места, священные объекты и живописные природные зоны. Среди них: Мавзолей Хазрати Бурхӣ Сармастӣ Валӣ;Мазар Хазрати Ходжа Аловуддин; Озеро Кабуд; Гора Гули Лола; Пастбища Саридашта; Охотничьи угодья местности Вахдат; Долина Чилдара; Долина Сурхоб;Долина Вахия; Долина Нусони и другие.
Мавзолей Хазрати Бурхи Вали
Отдаленность от шумных городов и селений, удивительная по красоте природа и добродушные, гостеприимные жители всегда притягивали сюда людей, ищущих чистоту, искренние отношения и мирную жизнь.
И неудивительно, что в Сангворе до сих пор помнят и почитают тех известных личностей, которые когда то в давние времена прибыли в эту землю и прожили здесь долгие годы. Их места захоронения или проживания до сих пор является местом паломничества жителей Таджикистана и гостей страны.
Всего в районе насчитывается 32 таких святынь.
Мавзолей святого Хазрати Бурхи Вали на территории села Боршуд является самым священным местом в этом крае. Тысячи путешественников и паломников ежегодно посещают его. Согласно рассказам старожилов, и сохранившимся в некоторых древних исторических трудах, Хазрати Бурхи Вали прибыл в эти места вместе с семьей из Эфиопии, через нынешние территории Северной Африки, Аравии, Ирана, Афганистана более 1500 лет назад. Он был известен своей глубокой верой, человеколюбием, знаниями по философии, литературе, истории и делился своими знаниями с жителями этих земель.
Место, на котором стоит мавзолей Хазрати Бурхи Вали очень красивое. Три высокие горы сходятся вместе, образуя треугольник.
Мавзолей в годы Независимости был отреставрирован.
Кофиркалъа
Одним из исторических памятников, который существует в районе Сангвор и имеет долгую историю, является Кофиркалъа. Остатки этой крепости до сих пор можно увидеть в селе Хамдара, расположенном в сельской общине Тавилдара. В результате исследований, проведенных сотрудниками по охране исторических памятников, на этом месте были обнаружены фрагменты керамики и прочные обожжённые кирпичи, которые свидетельствуют о существовании крепости или величественного здания в прошлом. Кроме того, в ходе бесед с жителями этого села мы услышали рассказы и легенды о истории этой крепости, которые совпадают с найденными артефактами и подтверждают, что это место действительно называлось Кофиркалъа или Кофуркалъа.
Мавзолей Ходжи Алоуддина – «Гулдаста»
Среди множеств святынь Сангвора особое место занимает мавзолей Ходжи Алоуддина. Мавзолей расположен высоко в горах, примерно в 60 км от Сангвора, в районе села Лангар джамоата Вахдат. Несмотря на сложный путь, туда по узким тропам часто поднимаются паломники и туристы. Согласно сохранившимся историческим сведениям, а также рассказам местных старцев, Ходжа Алоуддин был одним из сподвижников Пророка Мухаммада (С) и прибыл в эти места, чтобы познакомить местных жителей с исламом и призвать их к этой вере около 1500 лет назад. Он отличался широким кругозором знаний, был смелым, благородным, честным и добрым человеком. Своим местом проживания Ходжа Алоуддин выбрал небольшую площадку высоко в горах недалеко от сел Тавилдары. Ходжа Алоуддин получил прозвище «Гулдаста» («Букет цветов), будучи в этих местах. Рассказывают, что однажды к нему в гости пришел один из известных проповедников. Ходжа Алоуддин, ведущий скромный образ жизни, не нашел ничего, чтобы дать гостю в подарок на прощание, с тихой мольбой к Всевышнему он засунул руку под халат в области сердца и вытащил оттуда большой букет невиданных цветов. Местные жители, находившиеся в этот момент рядом, были в восторге. С этого момента Ходжа Алоуддин получил прозвище «Гулдаста».
Мастерицы на все руки
В районе развиты народные промыслы: изготовление музыкальных инструментов, деревянных тарелок и чаш и другие ремесла.
Мастерицы Сангвора, как и всей Раштской долины, удивляют своим умением изготавливать тюбетейки, веревки из разноцветной пряжи для колыбельных и свадебных свадебных занавесей (чодаров).
Еще местные девушки и женщины занимаются таджикским печворком – курокдузи. В виде мелких геометрических фигур из маленьких кусочков ткани они собирают будущую основу для покрывала.
У мастериц необычные узоры - они берут основу из арийской культуры. У каждой мастерицы своя техника вышивания и свои узоры: женщины в Сангворе вышивают не только в стиле «чакан», но и используют стиль «гули зинда», когда вышитые на ткани цветы из-за выпуклости выглядят как живые. Встречаются среди них и золотошвейки.
Мастерицы также умело вышивают красочные тюбетейки, которые традиционно носят на праздники мужчины. В этом регионе женщины также могут изготавливать рафиду – подушечку для выпекания лепешек. Интересно, что только в этом регионе ее набивают не ватой, а обычной колючкой, при этом измельчая их камнем или другим тяжелым предметом. Готовят различные виды рафида – от 40 до 70 см в диаметре, все зависит от типа лепешек - гирдача, кульча или традиционные лепешки.
Чапоти, кульча, гирдача, фатир, калама ...
Горячая ароматная лепешка с красивым узором - визитная карточка любого таджикского дастархана.
Венец кухни любого народа, любой культуры и страны - это, несомненно, хлеб. Он спасает в дни голода и бедствий и в это же время изящно дополняет богато обставленные праздничные столы.
Среди таджиков бытует старинная поговорка: "В хлебе – душа человека" ("Нон бувад чун ҷони одам").
В Таджикистане во все времена к хлебу относились по-особому: ни один дастархан не обойдется без традиционной лепешки, испеченной в специальной печи - тануре. Даже мелкие остатки лепешек не выбрасывают, а сам хлеб никогда не режут ножом, а аккуратно отламывают кусочки руками.
Жители Раштской долины в основном пекут лепёшкиочень больших размеров - гирдача. Надо сказать, что девушки этого регионаискусны в этом деле. С самого молодого возраста они приучены к выпечке лепёшек в тандыре.
На свадьбах и других мероприятиях все женщины – соседи и родственники, собираются вместе и помогают выпекать различные виды хлебобулочных изделий, включая гирдача, фатир, кульча, чапоти, калама и множество других видов лепешек. Они отличаются главным образом составом, ингредиентами, начинкой.
Но первостепенное и незаменимое условие любой вкусной лепешки – это умелые руки терпеливой хозяйки. Опытные женщины передают свои знания детям и внукам, и так сохраняется преемственность в этом важном ремесле.
Пахлавоны Сангвора выходят на ковер
Национальные подвижные игры – это сокровищница каждой нации, отдельный вид досуга. В Таджикистане они служат средством передачи древних традиций, обычаев, ритуалов, народных ценностей новому поколению. Самые древние игры продолжают оставаться самыми излюбленными в народе. Сегодня невозможно представить ни один таджикский народный праздник без состязаний в национальном виде борьбы - гуштингири.
Традиция состязаний по гуштингири зародилась примерно 3 тысячи лет назад. И до сих пор ни одно национальное мероприятие не проходит без этих соревнований. Например, на «свадьбах – хатнасур» этот вид борьбы имеет особое значение.
До наших дней чтят и развивают гуштингири и в Сангворе, издавна славившемся своими богатырями – пахлавонами.
Этот национальный вид спорта имеет свои отличительные особенности в каждом регионе. В некоторых кишлаках и селениях Таджикистана организовываются командные соревнования. Например в Сангворе состязание проходит между представителями соседних районов. Побеждает тот район, в котором было наибольшее количество победителей.
Традиционно гуштингири своим состязанием открывают старейшины, тем самым они благословляют молодых игроков. Затем в схватку вступают дети, участвовать могут даже 4-5-летние мальчишки. И только после этого на спортивный ковер «майдони гуштингири» выходят профессиональные борцы, а завершают турнир самые старшие – 70-80-летние участники. Время поединка составляет 5-10 минут.
В этих соревнованиях могут участвовать все желающие, однако истинный борец – пахлавон всегда должен быть физически подготовленным.
Борются два участника, которые, в основном, подбираются по приблизительно одинаковым весовым категориям. Специальная форма «гуштингиров» – это национальный чапан с поясом, но в настоящее время чаще используют спортивные кимоно.
Захваты руками ниже пояса запрещены. Для победы борцу необходимо опрокинуть своего соперника на спину, а иногда и удержать некоторое время его в таком положении. Время борьбы составляет 5-10 минут.
Для самих борцов это не просто состязание, а уважение к своей земле, предкам и своим наставникам.
Волшебная музыка ная
Музыкальные инструменты Таджикистана – это не только инструменты для воспроизведения музыки, но и символы культуры и традиций. Каждый из них имеет свою историю, особенности звучания и роль в народной музыке. Погружаясь в мир музыкальных инструментов Таджикистана, мы можем лучше понять душу этого народа и его стремление к гармонии и красоте.
Музыкальные традиции в Таджикистане имеют богатую историю, уходящую корнями в глубокое прошлое. Множество исторических документов свидетельствуют о том, какое огромное значение музыка имела в разных областях жизни народа: в быту, в ритуальной и религиозной практике, в военных и других общественных мероприятиях.
В скульптурах, барельефах и в восточной миниатюре сохранились изображения древних музыкантов, играющих на национальных таджикских инструментах. Сохранились и старинные музыкальные трактаты, а также свидетельства существования нотной письменности (адвор).
В горных районах Таджикистана, в том числе и в Сангворе издавна популярен най. На нем сегодня играют не только музыканты. Даже в самых дальних горных пастбищах можно услышать волшебную музыку ная, виртуозно исполняемую одиноким пастухом.
Най – это духовой инструмент, который имеет коническую форму и изготовлен из тростника или дерева.
Он считается одним из старинных музыкальных инструментов, который начинает свою историю задолго до нашей эры. Разновидности ная были широко распространены среди народов Востока.
Музыканты Сангвора, которые выбирают для себя путь традиционного музыкального искусства, бережно относятся к сохранению его древнейших традиций, играя те же мелодии, которые звучали на этой земле сотни, а то и тысячи лет назад.
Как добраться до Сангвора?
Доехать до района Сангвор можно:
Через г. Душанбе. Необходимо из аэропорта Душанбе или любой точки города добраться до Терминала на восточной окраине, где расположены автостоянки такси направляющихся в восточные районы, в том числе и Сангвор.
Стоимость от аэропорта до Терминала на такси – около 2-3$.
Здесь обычно таксисты набирают полный комплект пассажиров и направляются в путь. Стоимость 1 места в такси зависит от сезона, в среднем – около 15-18 $.
Расстояние от центра Душанбе до райцентра Сангворского района составляет 205 км.
РАЙОН САНГВОР
Входит в состав городов и районов республиканского подчинения (ГРРП)
Включает 5 джамоатов
Административный центр пос. Тавильдара
Дата образования 1931 год
Площадь 5954 км²
Часовой пояс UTC+5
Население 25 500 чел. (2023 г.)
Национальности таджики
Конфессии мусульмане-сунниты
Официальные языки таджикский
Цифровые идентификаторы
Аббревиатура TV
Телефонный код +992 3156
Почтовые индексы 737450
Интернет-домен .tj
Код автом. номеров 08РТ


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website